ЭСХАТОЛОГИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛО́ГИЯ (от греч. eschatos - последний, конечный и ... логия ), религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются индивидуальная Э.- учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная Э.- учение о цели космоса и истории и их конце.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЭСХАТОЛОГИЯ

эсхатологии, мн. нет, ж. (от греч. eschatos - крайний, последний и logos - учение) (истор. религ.). В различных религиях - учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т. наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология.

Толковый словарь Ефремовой

ЭСХАТОЛОГИЯ

ж.
Учение о "конце света", являющееся составной частью многих религий.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЭСХАТОЛОГИЯ

≈ учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека ≈ искони занимала религиозную мысль. Представления о загробном существовании ≈ томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев ≈ распространены повсеместно и имеют, по-видимому, глубокие психологические корни. По мере проникновения религии нравственными идеями, появляются и представления о загробном суде и возмездии, хотя религия стремится обеспечить верующему загробное блаженство помимо его нравственных заслуг ≈ посредством заклинаний или иных религиозных средств, как мы видим это у египтян, а впоследствии у греков или у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной человеческой личности может возникнуть вопрос и о конечной судьбе всего человечества и всего мира ≈ o "кончине мира", например у древних германцев (сумерки богов), или в парсизме (хотя трудно определить время возникновения его эсхатологии), или, наконец, у евреев, мусульман и в христианстве. У ветхозаветных евреев индивидуальная Э., т. е. совокупность представлений о загробном существовании отдельной личности, вытесняется из области собственно религиозного интереса, который сосредоточивается на Э. национальной или универсальной, т. е. на представлениях о конечной судьбе Израиля, народа Божия, а следовательно, и дела Божии на земле. В народных верованиях таким концом, естественно, являлось возвеличение Израиля и его национального царства, как царства самого Яхве, Бога Израиля, и Его Помазанника или Сына ≈ народа Израиля, олицетворяемого в царе, пророках, вождях, священниках. Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь исключительно-национальное значение: его осуществление ≈ конечная реализация святой воли Божией на земле ≈ имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется прежде всего отрицательно , как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей че…
Полное определение слова «ЭСХАТОЛОГИЯ»
Словарь иностранных слов

ЭСХАТОЛОГИЯ

[гр. eschatos последний + ...аогия] - религиозное учение о "конце света", входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве.

Орфографический словарь Лопатина

ЭСХАТОЛОГИЯ

эсхатоло́гия, -и

Большой русско-украинский словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ

сущ. жен. рода , только ед. ч. рел. есхатологія

Русско-голландский словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ

эсхатоло́гия
f
fil. eschatologíe, leer der laatste díngen


Новейший философский словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ

(греч. eschatos - последний и logos - учение) - религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Впервые Э. получила оформление как стройная система представлений в мессионерской деятельности иудейских пророков. Их пророчества о грядущих исторических событиях должны были иметь значимость для целых регионов. История, при этом, осмысливалась как имеющая конкретную цель, начертанную ей Богом. Христианство унаследовало от ветхозаветных пророков мировую Э. - учение о "новом небе и новой земле". Однако больший уклон в христианстве делается на индивидуальную Э.: после конца истории праведники воскреснут для вечной жизни, а грешники - для вечной смерти. Христианская Э. преодолевает национальную ограниченность Э. иудаизма, с конечной судьбой мира связывается судьба и ответственность не народа (с его малой историей), а каждого конкретного человека (с его индивидуальной жизнью). Во многих христианских течениях (адвентисты, пятидесятники, баптисты) Э. является стержневой основой всего вероучения. К таким эсхатологическим представлениям можно отнести веру в скорое пришествие Христа и наступления на земле тысячелетнего царства, а также веру в армагеддон - последнюю битву между Христом и сатаной. А.Н. Шуман