ЭСТЕТИКА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕ́ТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), филос. наука, изучающая сферу эстетического как специфич. проявления ценностного отношения между человеком и миром и область худ. деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "Э." для обозначения "науки о чувственном знании" - низш. теории познания, дополняющей логику; у И. Канта Э.- наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в нем. классич. Э. 18 - нач. 19 вв. развивается понимание Э. как философии иск-ва, закрепляющееся у Г.В.Ф. Гегеля. Осн. проблемой филос.-эстетич. мысли древности, средневековья и в значит. мере нового времени является проблема прекрасного .

Большой российский энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕ́ТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ, изучает социально-культурные, техн. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва. Составляя теоретич. основу дизайна, Э.т. изучает его обществ. природу и закономерности развития, принципы и методы худ. конструирования, проблемы проф. творчества художника-конструктора (дизайнера).

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕТИКА [тэ], -и, ж.

• 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Курс эстетики.

• 2.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЭСТЕТИКА

эстетики, мн. нет, ж. 1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (искус.).

Система взглядов на искусство, к-рой придерживается кто-н. (книжн.). Эстетика Пушкина. Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности. Луначарский. 2. То же, что эстетизм (книжн.). Марианна восставала на эстетику. Тургенев.

Толковый словарь Ефремовой

ЭСТЕТИКА

ж.
1) Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.
2) Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л.
3) Красота, художественность в чем-л.

Толковый словарь В. И. Даля

ЭСТЕТИКА

ж. греч. ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. -тическое чувство или вкус, изящный. Эстетик, теорик в изящных искуствах.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЭСТЕТИКА

≈ составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в "Критике чистого разума". Современное специальное значение он впервые получил в книге Баумгартена "Aesthetica" (1750). В логике Вольфа, кроме познания разумом, стремящимся к истине, предполагалось еще одно смутное чувственное познание (verwo r rene Vorstellung). Это особое познание, под названием cognitio sensitiva, и исследовал в своей книге Баумгартен, находя, что совершенство, достигаемое этим познанием, есть красота (Perfectio cognitionis sensitivae...est pulchritudo). Э., наука о чувственном познании, превратилась, таким образом, в науку о красоте. Когда Кант, в "Критике силы суждения", старался определить восприятие прекрасного, ему оставалось только, следуя терминологии Баумгартена, назвать его эстетическим. Став наукой о красивом, Э. сама собой оказалась одновременно и наукой об искусстве. Изящные искусства (les beaux arts, die sch önen Kü nste, artes pulchre cogitandi) понимались неизменно как деятельность, направленная на создание красивого; отсюда Э. являлась наукой , наследующей красоту , как воспринимаемую нами из природы , так и нами самими создаваемую средствами искусства. За последнее время, однако, объем Э. значительно изменился, и теперь такое определение стало уже не только неточным, но и прямо неверным. Прежде всего, исконно рядом с красотой в нашу науку вводились такие термины, как возвышенный, трагический, комический , признаваемые моментами или видоизменениями красоты (другие термины, как прелестный, нежный, грациозный, только промелькнули и не возымели никакого влияния). Но, спрашивается, как быть с уродливым? Входит ли в Э. учение о восприятии уродливого или вообще некрасивого? Суждение о нем сходно суждению о красивом, и нельзя, вместе с Розенкранцем, говорить, будто восприятие всего некрас…
Полное определение слова «ЭСТЕТИКА»
Этимологический словарь Фасмера

ЭСТЕТИКА

эсте́тика

•Восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена, ср. его сочинение "Аеsthеtiса", 1750 г. и сл., по аналогии греч. αἰσθητικη (τέχνη) "наука об объектах чувственного восприятия" (αἰσθητά); см. Шульц I, 56.

Новейший философский словарь

ЭСТЕТИКА

термин, разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате "Aesthetica" (1750 - 1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному "эстетикос" - чувствующий, ощущающий, чувственный, от "эстесис" - ощущение, чувствование, чувство, а также, пе-рен. "замечание, понимание, познание". Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить "эстетическое" как первую, низшую форму познания (gnoseologia inpherior), отличающую ее от чувственности (sensus) - всеобщего условия преданности Универсума (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Вольтер) и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции (sensorium Dei). Тем самым Э. и эстетическое изначально в понятийном плане определялись в гносеологическом статусе. Э., по понятию, была заявлена как теоретическая дисциплина, изучающая область смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного, а также их художественных экспликаций. В последнем случае Э. получает статус "философии искусства" (Гегель). Идея прекрасного определяет всю содержательную суть и направленность классической Э., одновременно становясь предметом эстетического познания и принципом его организации. Прекрасное, т.обр., предположено как субстанциальная основа эстетического опыта вообще, через который мир воспринимается в своей свободе и высшей представленной гармонии, где понятие свободы должно сделать действительной в чувственном мире заданную его законами цель, и, следовательно, природу должно быть возможно мыслить таким образом, чтобы закономерность ее формы соответствовала по крайней мере возможности целей, заданных ей законами свободы (Кант). Прекрасное будучи необходимым условием, оформляющим содержание эстетического опыта, осуществляется в последнем виде идеала, обладающего законодательной и нормативной значимостью (ценностью). Идеал, нормативно определяющий (специфицирующий) содержание эстетического опыта, предполаг…
Полное определение слова «ЭСТЕТИКА»