СУЩНОСТЬ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

СУЩНОСТЬ

СУ́ЩНОСТЬ, филос. категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его "природу"), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении . В истории философии важное значение имела оппозиция С. и существования , восходящая к аристотелевскому разграничению "первой" и "второй" субстанции .

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

СУЩНОСТЬ

СУ́ЩНОСТЬ -и, ас.

• 1. В философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. С. и явление.

• 2.
То же, что суть. Вникнуть в с. вопроса. * В сущности и в сущности говоря, вводи, ел. - касаясь самой сущности дела, в действительности. В сущности, он прав. В сущности говоря, дело это ясное. II прил. сущностный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

СУЩНОСТЬ

сущности, мн. нет, ж. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров... Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная сущность марксизма-ленинизма. Сущность учения. Сущность дела. В сущности или в сущности говоря (вводное слово) - то же, что по существу (см. существо). Это его, в сущности, не удивляло. Тургенев .

Толковый словарь Ефремовой

СУЩНОСТЬ

1. ж.
Внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования (в философии).
2. ж.
Главное, существенное в ком-л., чем-л., суть кого-л., чего-л.; существо.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СУЩНОСТЬ

≈ в статье о субстанции (см.) было указано на отношение этого понятия к понятию С ., насколько то нужно было для характеристики первого понятия; там было выяснено, что отношение С. предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие С. совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия С. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной степени определенности и постоянства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции. Предмету может быть приписываемо неопределенное, не возведенное к отчетливости мысли бытие ≈ и такому неопределенному и неотчетливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постоянные свойства, составляющие его С. С другой стороны, предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и самостоятельность, т. е. субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или С. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегося в философии противоположения между С. и явлением. Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование , т. е. бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою С., т. е. постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и С., а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между С. явления и С. этого сущего. Эта особенность понятия С. может быть кратко выражена так, что для С., как постоянного предиката, необходим субъект логический , но нет необходимости в субъекте действительном. С. совпадает с тем, что в логике именуется существенными признаками понятия; всякое раскрытие содержания понятия в общем, утвердительном, категорическом суждении есть раскрытие С. предмета понятия. В логи…
Полное определение слова «СУЩНОСТЬ»
Орфографический словарь Лопатина

СУЩНОСТЬ

су́щность, -и

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

СУЩНОСТЬ

см. вещество , главный , содержание , суть
|| в сущности

Большой русско-английский словарь

СУЩНОСТЬ

жен. essence, substance
main point в сущности в сущности говоря

сущност|ь - ж. essence
~ произведения the essence of a work
по самой своей ~и by its very nature
в ~и (говоря) as а matter of fact
он в ~и не злой человек he is not really unkind


Большой русско-английский словарь

СУЩНОСТЬ

дела
gist of the matter

Русско-немецкий словарь

СУЩНОСТЬ

сущность ж Wesen n 1, Wesentliche sub n в сущности (говоря) im Grunde genommen, eigentlich

Большой русско-украинский словарь

СУЩНОСТЬ

кого-чего сущ. жен. рода внутрення основа, содержание, смысл сутність
• сущность явления -- сутність явища

• в сущности говоря -- власне кажучи

• в сущности -- по суті

Русско-французский словарь

СУЩНОСТЬ

ж.
essence
f , substance f , nature f
с'ущность явл'ения — essence d'un phénomène
вн'икнуть в с'ущность вопр'оса — comprendre l'essence de la question
в с'ущности (говор'я) — au fond, proprement parler, en fait


Русско-испанский словарь

СУЩНОСТЬ

с́ущность

ж. esencia f , médula f , (lo) esencial; sustantividad f ; филос. ente f , entidad f
с'ущность явл'ения — la esencia del fenómeno
кл'ассовая с'ущность — esencia de clase ••
в с'ущности (говор'я) вводн. сл. — en realidad, de hecho, dicho con propiedad, puede darse por...

Русско-итальянский словарь

СУЩНОСТЬ

ж.
essenza, sostanza, natura
сущность явления — l'essenza del fenomeno
в сущности (говоря) — a dire il vero, propriamente parlando, in sostanza

Русско-чешский словарь

СУЩНОСТЬ

podstata

tresť

entita

esence

jádro

jádro věci

Русско-белорусский словарь

СУЩНОСТЬ

сутнасць, в сущности — па сутнасці

Русско-польский словарь

СУЩНОСТЬ

1.
istota, sens, sedno, meritum;
2. istota rzeczy;


Русско-голландский словарь

СУЩНОСТЬ

су́щность
f
1 fil. wezen het
2 kern, wezen het . esséntie, het wezenlijke
в су́щности — au fond;
в су́щности (говоря́) — in feite/wézen, féitelijk, éigenlijk;
су́щность вопро́са́ — de kern van de zaak


Русско-узбекский словарь

СУЩНОСТЬ

сущност/ь ж моћият, туб (асосий) маъно, мазмун, маѓиз; ~ь вопроса масаланинг моћияти; ~ь жизни ћаёт мазмуни; революционная ~ь марксизма-ленинизма марксизм-ленинизмнинг революцион моћияти; в ~и (говоря) в знач. вводн. сл. то же, что по существу го

Русско-турецкий словарь

СУЩНОСТЬ

ж
öz
••
в сущности (говоря) — aslına bakılırsa, aslında

Русско-латинский словарь

СУЩНОСТЬ

essentia [ae, f]; hypostasis [is, f]; substantia [ae, f]; subsistentia [ae, f]; vis [is, f] (virtutis; eloquentiae; verae amicitiae); summa [ae, f]; vena [ae, f]; cardo [inis, f]; natura [ae, f]; quidditas [atis, f]; entitas [atis, f], sic-esse / ita-esse; res [rei, f] (ad rem pertinēre; de re magis quam de verbis laborare);
+ (вопрос в том), что является сущностью памяти quid sit, quod memoriam facit;
+ сущность счастливой жизни я усматриваю целиком в силе духа totam vim beate vivendi in animi robore pono;
+ больше по внешности, чем в сущности specie magis quam vi;

Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва

СУЩНОСТЬ

esenco; классовая сущност klasa naturo; в сущности (говоря) efektive, vere, verdire.

Русско-Эсперинг-Английский словарь - 10.600 русских слов.

СУЩНОСТЬ

esens- essence [эснс]
    (ещё: существо, эссенция, духИ) .

Новейший философский словарь

СУЩНОСТЬ

(лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие-коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление, порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как "вещь-сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас ("феномен") и то, что она представляет собой на самом деле ("ноумен"), - это принципиально различные характеристики мира. Н. Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как "Смысл" и "Текст" (герменевтика и феноменология) либо "Структура" (структуралистские учения). Л.А. Грицапов

Психологический словарь

СУЩНОСТЬ

И ЯВЛЕНИЕ

(англ. essence and phenomenon) — универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр. в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.

Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного, не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами и вместе с тем она не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным, т. к. носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.

И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность…
Полное определение слова «СУЩНОСТЬ»