СПУСК: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СПУСК

(горн.). ≈ Для доставки добытого ископаемого от места добычи на поверхность в огромном большинстве случаев выгодно, чтобы оно путь от забоя до уровня квершлага или штольни проходило под влиянием собственного веса. Простейшим для этого приспособлением служит скат (см.). При доставке в вагонах, для С. по наклонным выработкам устраивают бремсберги; вагоны с ископаемым прикрепляются к канату, перекинутому в верхнем конце выработки через шкив; опускаясь по рельсам, эти вагоны поднимают пустые вагоны, прикрепленные к другому концу каната. Наименьший угол падения, при котором возможно устройство бремсберга, можно считать 2½╟. Шкив бремсберга с тормозом показан на фиг. 1. Фиг. 1. Тормозной шкив подземного бремсберга. Груз g постоянно затормаживает шкив; опуская рукоятку h , рабочий отпускает шкив; в случае какого-либо несчастия или неполадки, стоит рабочему только отпустить рукоятку, чтобы движение прекратилось. Это устройство заслуживает предпочтения перед другим, к сожалению еще часто встречающимся на русских копях: вращение шкива совершается беспрепятственно, пока рабочий не нажмет на рукоятку (соответственно грузу g ); в случае несчастия, рабочий может потеряться и не сразу затормозить движение. По всей длине бремсбергов, на определенных расстояниях друг от друга (2≈3 сажени), располагаются ролики, служащие для поддержки каната. Ролики делаются из дерева 5≈6 дюймов диаметром. Вместо подшипников под оси их (круглое дюймовое железо) кладут куски дерева; в очень больших бремсбергах ролики делают из чугуна. Если выработка имеет закругления, то канат направляется с помощью шкивиков. Канаты применяют чаще всего проволочные ≈ в каменноугольных копях, при нагрузке на вагончик 30 пудов, обыкновенно диаметром ⅝≈¾". Бремсберги разделяются на двудействующие и однодействующие. В первом случае опускающийся вагон поднимает пустой; во втором ≈ опускающийся груженый вагон поднимает противовес, который, в следующий маневр, опускаясь, поднимает пустой вагон. Наиболее верное устройство ≈ это двухпутевой бремсберг. Бремсберг трехрельсовый, с разъездом посередине, дешевле двухпутевого. При очень неустойчивых породах и большой производительности рудника, бремсберги делают в два пути, но пути эти прокладывают по двум отдельным параллельным, между которыми оставляется целик. Над устьем одной выработки ставится направляющий шкив, над другим ≈ тормозной шкив. При малой производительности применяют бремсберги однодействующие. Противовес (вес которого, примерно, равен весу вагона груженого наполовину), в виде небольшого низкого вагончика, ходит по узкому пути, рядом с главным (если почва пучит) или под ним. При больших углах наклона бремсбергов (более 20≈25╟), вагоны ставятся на платформы, а не непосредственно прикрепляются к канату. В противном случае, ископаемое легко высыпается из вагонов, ставить вагон на путь трудно и т. д. Платформы применяются и при малых уклонах, ибо представляют известные удобства: при однодействующих бремсбергах противовес легко проходит под платформой, постановка вагонов с боковых путей делается быстро и удобно и т. д. Такой бремсберг показан на фиг. 2; он имеет еще ту особенность, что на нем канат противовеса перекинут через шкив так, что противовес проходит путь вдвое меньший, чем платформа. Фиг. 2. Бремсберг с платформой. С. по вертикальным выработкам применяется часто при разработках жил и полого падающих пластов. Устройством его можно избегнуть проводки отдельного квершлага для каждого вырабатываемого поля. Доведя квершлаг до места, находящегося под нижним основным штреком верхнего предполагаемого к разработке поля, пробивают к нему вертикальную выработку и по ней устраивают С. ископаемого. Устройство аналогично бремсбергу ≈ только тормозной шкив располагается вертикально, а вагоны ставятся в клети подобные шахтным. При этом приходится тратиться на новую выработку, но, не считая уже процентов на расходы по большей длине квершлага (сравнительно с тем, если бы пробить квершлаг сразу до пласта и по последнему устроить бремсберг), откатка короче, ремонт крепи и пути меньше и т. д. На поверхности спуск ископаемого применяется в гористых местностях для доставки ископаемого от устья шахты или штольни к вагону железной дороги или к судну. Устройство С. подобно бремсберговому. В сильно пересеченных местностях вместо рельсов применяются проволочные канаты ≈ канатно-проволочные воздушные дороги. С. людей в шахты в огромном большинстве рудников производится в клетях ≈ нужно только часто осматривать канат. С. на фаркунстах ≈ см. Фаркунст. С. материала для закладки, при работе с таковой, производится по бремсбергам, а в случае доставки закладки с поверхности ≈ в клетях, по шахте; при этом тормозят подъемную машину и идут на контрпаре, т. е. кулису ставят на обратный ход ≈ машина нагнетает воздух в котел. Также поступают при С. в шахту тяжелых предметов (насосов, локомотивов и т. п.). А. H. Митинский. Δ .