СЕНСУАЛИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИ́ЗМ (от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно к-рому ощущение и восприятие - основа и гл. форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Осн. принцип С.- "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИ́ЗМ -а, м. Философское направление, признающее ощущения, вос-приятия единственным источником познания. II прил. сенсуалистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

СЕНСУАЛИЗМ

сенсуализма, мн. нет, м. (от латин. sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Толковый словарь Ефремовой

СЕНСУАЛИЗМ

м.
Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СЕНСУАЛИЗМ

≈ термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Histori é géné rale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l'origine des connaissance h u maines", I, гл. 2, ╖ 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое содержаще получает из ощущений ("Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu"), a ощущение ≈ из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания ≈ внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Кондильяк в своем "Trait é des sensations" (гл. I, ╖ 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d'ê tre"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным ("Tr. d. S.", 4-я часть, гл. 5, примеч. к ╖ 1). Таким образом, С. отнюдь не ведет к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит С. с субъективным идеализмом (напр., Фихте); различие между ними заключается л…
Полное определение слова «СЕНСУАЛИЗМ»
Словарь иностранных слов

СЕНСУАЛИЗМ

[<лат. sensus чувство, ощущение] - философское учение, признающее единственным источником познания ощущения; если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, с. ведет к научным материалистическим выводам (см. материализм); если же ощущения отрываются от объективной реальности и рассматриваются как чисто субъективные состояния сознания, то с. ведет к субъективному идеализму.

Орфографический словарь Лопатина

СЕНСУАЛИЗМ

сенсуали́зм, -а

Большой русско-английский словарь

СЕНСУАЛИЗМ

муж.
филос. sensationalism, sensualism

Большой русско-украинский словарь

СЕНСУАЛИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. сенсуалізм

Русско-испанский словарь

СЕНСУАЛИЗМ

сенсуал́изм

м. филос. sensualismo m

Русско-голландский словарь

СЕНСУАЛИЗМ

сенсуали́зм
m
fil. sensualisme het


Психологический словарь

СЕНСУАЛИЗМ

(от лат. sensus — ощущение, чувство) — учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.

В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: «Нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах» (см. Мышление ). В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С., в эпоху Возрождения и Нового времени боровшимися с приверженцами рационализма (напр., Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), считавшими, что в познании имеется содержание, принципиально не выводимое из ощущений.

В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология, в которой, соответственно указанным выше философским расхождениям, связь элементарных ощущений, порождающих сложные психические продукты, понималась либо как имманентное свойство сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Дж. С. Милль) либо как производное системы материального взаимодействия между телесной «машиной» и внешним миром (Д. Гартли, Ж. Ламетри).

Идеи С. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни (см. В . Вундт).

Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений,…
Полное определение слова «СЕНСУАЛИЗМ»