НИРВАНА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

НИРВАНА

НИРВА́НА (санскр.- угасание), центр. понятие буддизма и джайнизма, означающее высш. состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психол. состояние полноты внутр. бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абс. отрешённости от внеш. мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психол. понятием Н. возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

НИРВАНА

НИРВА́НА -ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

НИРВАНА

нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение, потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. Ѓ Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Толковый словарь Ефремовой

НИРВАНА

ж.
1) Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
2) Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
3) перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

НИРВАНА

(санскр. Nirvana ≈ угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) ≈ у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti ≈ искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha ≈ имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару ≈ смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. ≈ нирврти (палийск . ни…
Полное определение слова «НИРВАНА»