КОМПОЗИЦИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИ́ЦИЯ -и, ж.

• 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К.романа, картины, симфонии, книги.

• 2.
Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

• 3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.). II прил. композиционный, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

КОМПОЗИЦИЯ

композиции, ж. (латин. compositio - составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция. 2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.). 3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты. 4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. Медальон... из какой-то композиции. Гончаров. 5. Имитация, подделка (преимущ. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция оловянная

≈ см. Оловянные протравы.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция в музыке

(componimento ≈ итал., composition ≈ франц.) ≈ музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит "теория К." (см.). С К. связаны творчество, т. е. способность создавать выразительную и самобытную музыку, и техника ≈ уменье свободно, правильно, изящно излагать свои мысли в нотных знаках. Первое есть дар природный, второе достигается изучением теории К. Н. С.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция в начертательных искусствах

≈ сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Установить более или менее точные правила для художественной К., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господства академического классицизма, невозможно, потому что наше представление об изящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту, народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можно указать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие не из каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведений искусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как во всех других областях, подобные произведения не составляют продукта правил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К., как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан не прибавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого в действительности. Вс…
Полное определение слова «КОМПОЗИЦИЯ»