ИМПРЕССИОНИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression - впечатление), направление в иск-ве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители к-рого стремились наиб. естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. И. зародился в 1860-х гг., во франц. живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в иск-во свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался И. во франц. пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последоват. систему пленэра ; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отд. мазками и рассчитанные на оптич. смешение их в глазу зрителя), цв. тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (амер.- Дж. Уистлер, нем.- М. Либерман, Л. Коринт, рус.- К.А. Коровин, И.Э. Грабарь), интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (франц.- О. Роден, итал.- М. Россо, рус.- П.П. Трубецкой). Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием И. в живописи, характерны передача тонких настроений, психол. нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонич. красочности. В лит-ре о чертах импрессионистич. стиля говорится применительно к европ. лит-ре последней трети 19 в., рус. поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И.Ф. Анненский в России и др.).

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ -а, м. Направление в искусстве конца 19 - начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. II прил. импрессионистский, -ая, -ое и импрессионистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ИМПРЕССИОНИЗМ

импрессионизма, мн. нет, м. (фр. impressionisme) (искус.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.

Толковый словарь Ефремовой

ИМПРЕССИОНИЗМ

м.
Направление в искусстве последней трети XIX в.-начала XX в., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионизм и импрессионисты

≈ этим именем называется новейшее направление в живописи, следуя которому, художники изображают картиною исключительно впечатление от виденного ими в природе явления. Собственно говоря, это во множестве случаев должно быть и было задачей всякого художника, но название импрессионистов присвоено лишь особой группе их, как бы исключительно занимающихся передачей впечатлений и притом, как на деле оказывается, часто таких, которые можно назвать чисто оптическими. Название И. пошло в ход с 1860 г., когда некоторые французские художники стали подчеркивать слово impression (впечатление) в названиях своих картин (Impression d'un chat qui se prom è ne, Impression de mon pot au feu); родоначальником же этого движения в живописи считают Эдуарда Мане (Manet, 1832-83), талантливого художника, который после тщательного изучения прежних мастеров, найдя, что только немногие из них изображали людей, как они бывают освещены на открытом воздухе, и что другие ≈ в сценах, происходивших при атмосферном освещении, изображали фигуры людей, как они представляются при комнатном освещении. Мане стал писать фигуры часто совсем без теней, в тонах дневного рассеянного света. Его картины имели иногда странное содержание: напр. женщина нагая, а другая ≈ в рубашке и элегантно одетые мужчины в пейзаже; фигуры ему были нужны для колоритного опыта; такое же значение имела его "Олимпия". Однако Мане написал позднее несколько картин, имевших именно достоинство натурального освещения (plain-air) и притом с весьма гармоническими тонами, не имевшими ничего условного, подобного коричневым тонам множества прежних художников. Его колоритная гармония не походила на гармонию прежних мастеров, и в этом отношении он был полезным новатором. Замечательно, что началом известности Мане обязан другому новатору ≈ Эмилю Золя, написавшему о нем красноречивые страницы ("Mes haines", 1878). Полную характерность имеют те его произведения, которые написаны им после 1870 г. Он писал отдельные фигуры…
Полное определение слова «ИМПРЕССИОНИЗМ»
Большой русско-английский словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ

муж.
иск. impressionism

импрессион|изм - м. impressionism
~ист м. impressionist
~истский impressionistic


Русско-немецкий словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ

импрессионизм м Impressionismus m тк. sg, неизм.

Большой русско-украинский словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. иск. направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению субъективных переживаний, впечатлений, настроений художника імпресіонізм
• французский импрессионизм -- французький імпресіонізм

Русско-голландский словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ

импрессиони́зм
m
arts. impressionísme het


Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

ИМПРЕССИОНИЗМ

– впечатление. Направление и художественный метод в искусстве последней трети ХIХ–начала ХХв. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолётные впечатления о нём. Как о сложившемся методе об И. принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистского стиля, характеризующегося в передаче ощущений или представлений немногими штрихами. «В литературе черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» (С.Тураев). «Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолётным впечатлением, – и непосредственно, стихийно рождается образ» (Вл.Орлов).