АПАТИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

АПАТИЯ

апатии, ж. (от греч. apatheia - бесчувственность). Равнодушие, холодность, бездеятельность, вялость. Чувствовать полнейшую апатию к делу. Мною овладела апатия. Находиться в состоянии апатии.

Толковый словарь Ефремовой

АПАТИЯ

ж.
Состояние глубокого безразличия, равнодушия.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

АПАТИЯ

(греч.) - означает недостаток живости как в области чувств, так особенно аффектов и страстей, а равно и в телесных движениях индивидуума, потому употребляется в значении лености и флегматичности. А. может быть кратковременным состоянием, переходной нечувствительностью к известного рода впечатлениям, напр. к чувственным возбуждениям, и в таком случае ее правильнее назвать анестезией. Но она бывает и врожденною; такая слабая восприимчивость и впечатлительность предвещают иногда меланхолию. Где с этим соединяется большая сила духа, иногда получается то, что Кант называет "счастливой флегмой", при которой человек менее подвержен опасности опрометчивых и необдуманных поступков и, таким образом, в известной степени может считаться свободным от аффектов и страстей. На этом основании стоики проповедовали бесстрастное спокойствие души (απάθεια της ψυχης) и нечувствительность ко всему хорошему и дурному ставили целью мудреца, достигающего этим путем высшей свободы.

Словарь иностранных слов

АПАТИЯ

[<гр. apathela бесчувственность] - состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние, характеризующееся снижением психической активности, безразличием, отсутствием интереса к окружающему, равнодушием, безволием (абулией].

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

АПАТИЯ

см. лень

Психологический словарь

АПАТИЯ

(от греч. apatheia — бесчувственность).
1. Психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».
2. В философской литературе А. может пониматься в позитивном смысле — как выдвинутый древнегреч. философами-стоиками нравственный идеал личности, способной не стремиться к наслаждениям, не страшиться и спокойно переносить лишения и страдания (греч. pathos переводится как чувство, страсть), руководствоваться исключительно разумом. Ср. атараксия. (Б. М.)