ЛИРИКА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЛИРИКА

ЛИ́РИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения к-рого - содержание внутр. жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутр. монолог, преим. в стихах. Охватывает множество стихотв. жанров, напр. элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение . Любое явление и событие жизни в Л. воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в Л. благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирич. поэзии создали Анакреонт, Катулл, араб. поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А.С. Пушкин, А.А. Блок.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ЛИРИКА

ЛИРИКА , -и, ас.

• 1. Род литературных про-изведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л.

• 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина.

• 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). || прил. лирический, -ая, -ое. Лирическая поэзия. Лирическое отступление (в эпическом или лиро-эпическом произведении: проникнутое лиризмом отступление, окрашенное интимной обращенностью автора к читателю). Лирическое настроение.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЛИРИКА

лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта.

Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина. 3. перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЛИРИКА

лирическая поэзия ≈ воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало Л. лежит в простой песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно подслушать у современных дикарей. Когда впоследствии лирич. песнь перерастает личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему ее человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и самая форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые. Рядом с обезличиванием Л. идет и другой процесс, определяющий ее форму. Первобытная лирическая поэзия не только всегда пелась, но в большинстве случаев была связана с пляской и мимикой; были в ней и элементы рассказа. Такой смешанный род поэзии назыв. лирико-эпической и драматической кантиленой. Выделившись в особые роды поэзии ≈ эпос и драму ≈ эти элементы остаются до известной степени присущими лирич. поэзии; в состав ее входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и проч. Народная песня дошла до нас скорее в периоде переживания, когда многое в ней стало терять свой первоначальный смысл под влиянием христианства, новых условий жизни, а также появилось много наносного, книжного. Известные нам народные песни либо записаны со слов народа собирателями XVIII и XIX вв., либо содержатся в старых песенниках (XVI и XVII вв.), либо сохранились в памятниках совершенно случайно. Собирание песней началось под влиянием романтиков и главным образом Гердера, впервые оценившего их эстетическое достоинство. В России первые собирания народных песен восходят в екатерининскому времени ("Сборник" Чулкова, 1770 г.). В нынешнем веке собирание и изучение народных песен ("фольклор") стало на…
Полное определение слова «ЛИРИКА»
Словарь иностранных слов

ЛИРИКА

[< гр. lyrikos музыкальный, напевный] - 1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; л. является прямым выражением индивиду.